Государство не человек, но болезни у него вполне человеческие. Например, нацизм. Так похоже на нарциссическое расстройство личности. Или силовой блок и его разрастание – чем не наркомания?
Общественная атмосфера создаётся в том числе и в сериалах. Если покопаться в их огромном количестве, можно избавиться от впечатления, что сюжеты разливают из одного бачка, где хмурый опер с не налаженной личной жизнью проникается психологией преступника, а "крот" в отделе мотивирован не просто недостатком денег, а исключительно на дорогую операцию родственнику.
Вообще иногда кажется, что самая главная проблема человечества - адекватное отражение реальности. Но это всегда сопряжено с болью, а мы привыкли к наслаждениям. Поэтому и сидим в своём инфопузыре как зритель в кинотеатре. Если приторно или муторно, требуем: "Скажи, скажи нам всю правду, кудесник!", подразумевая исключительно приятное развлечение. Кудесник не может правды сказать, зато может переместить из вашего инфопузыря в свой. Так и пузыримся, пока вторая дата не настанет.
Что интересно, за пузырь убить могут запросто. Забавно мы, наверное, смотримся с точки зрения животных. Что-то такое пробормотал один, а второй хвать кинжал и прямо в сердце его -шмяк! Загадочно им. Глупые. Мы-то умные, мы-то всё знаем...
Всё больше стало мистических пузырей. И это не про церковь, там хоть наработки есть психологические, облегчающие жизнь. Построил рай в голове и всё хорошо. А тут другое... Почему-то в нашем кинопроизводстве не особо свойственные нашей культуре оборотни, вампиры, призраки и прочая архетипическая хтонь попёрла как если в деревенский сортир дрожжи кинуть - с таинственными явлениями, будоражащим школоту, со всем этим "я ваще не верю, но что-то есть" и прочими секретными материалами. Такое впечатление, что народ погружают в зыбкую трясину, где он бесконечно тонет, тонет и никак не утонет. Или в палату пионерского лагеря, где загробным шёпотом рассказываются истории про пиковую даму и чёрные перчатки. Зритель дрожит, а по выходу с облегчением крестится на солнышко златоглавое.
Второй неумирающий тренд - детективы. В натуре работа следака убойного отдела уныла, это заполнение бумаг и общение с маргиналами, но на экране нужны погони и перестрелки. Классика жанра. Тот же пионерский лагерь, только утром, когда энергия плещет как из бачка унитаза.
И третье русло, что обещает стать полноводным – социалка. Кино спектра реалити. Прямое высказывание без особых метафор. "Чики", "Капельник", "Чёрная весна".
Насчёт сериала "Чики". Интересно, что по сути проституция это стремление угодить за деньги. То есть это весь бизнес, опосредованно... да вообще любые отношения, которые в нужный период оформляются деньгами. Остаётся совсем немного, только известная доля личных взаимоотношений. И тут всё больше проникаешься мыслью, что важно не "что", а "как".
"Капельник". Здесь я как нарколог чуть больше ориентируюсь. Тема сложная, но в ней много неправды. А без неё никак нельзя, потому что правда тут индивидуальна, как индивидуален каждый организм. Как говорил один героинщик "по одному вещества прокатываются как каток по асфальту, а по другому просто волосы взъерошить". Поэтому чтобы не терять тех, по кому катком, унифицируем пропагандистский подход, а когда отходим от этой унифицированной позиции, получаем кино-откровение.
"Алиса не может ждать" То, что сценарий написан без внимания к мелочам, видно. Например, в Якутске не бывает северного сияния, уж, по крайней мере, ехать надо не туда, чтобы его увидеть. Главная мысль проста. Мужчин нет нормальных – слышен вздох женщины в каждом кадре. Может, лучше оставить подобные высказывания для девичников, а не тащить их на экран? Почему-то автор не предполагает нормального варианта разрешения проблемы – рассказать всё папе, посмотреть мир, а потом уже слепнуть. Но зрителю подавай, по мнению продюсеров, слёзы, кровь, любовь. Молодой-ранний персонаж рыжей не способен к любви, да и вообще с точки зрения морали - редкое повидло. Зато мы узнали сколько стоит девственность. После просмотра опять возникает мысль о том, что хронологический возраст это только цифры, а реальная девственность в голове, а не в плеве.
"Чёрная весна". Здесь социалочка разрослась как куст сирени над могилой председателя союза кинематографистов. И наркотики, и гейство, и проблемы взросления, и тупое охранительство и чего только нет. Стоит сказать, сплетено довольно мастеровито, смотреть интересно, но есть и досадные недоработки. К примеру, непонятен мотив героини, которая прыгает в постель режиссёру, хотя подчеркнуть его можно было бы всего одной фразой персонажа Ткаченко о том, что он обещает снимать её и дальше. (Может, ещё объяснят, сериал пока не кончился.)
Как и наша жизнь.
(спойлер. Второго сезона не будет. Хотя...)